Металлоизделия

Металлическая плетенка и проволока различных сортов и раз­меров широко используются в конструкциях шин и рукавов. В про­изводстве клиновидных ремней и транспортерных лент в послед­нее время применяют металлический канатик (трос). Тросы соответственных калибров используют для привязных аэростатов. При изготовлении некоторых видов транспортерных лент и тех­нической пластины в качестве прокладок применяют металличе­скую сетку.

Различного вида металлические штампованные детали приме­няются при изготовлении формовых резиновых изделий. Прово­лока, плетенка и трос входят в конструкции резиновых изделий как элементы, несущие нагрузку, и принимаются по данным пред­варительных расчетов.

Проволока получается горячей прокаткой или холодной обработкой — так называемым волочением. Волочение состоит в протяжке заготовок диаметром 5—15 мм последовательно умень­шающихся в сечении, через конические глазки волочильных до­сок. Образование проволоки из заготовки и последовательное уменьшение размеров ее сечения совершается за счет обжатия ее. Применяемое при волочении проволоки растягивающее усилие создает при проходе ее через глазок напряжение, соответствую­щее давлению при истечении металла. Последний приводится в пластическое состояние и деформируется. В результате этой об­работки образуется наклеп, обусловливающий неравномерность свойств проволоки от периферии до центра поперечного сечения. Возрастают твердость и предел прочности, снижаются удлинение и гибкость проволоки. Для устранения жесткости, возникающей в проволоке под влиянием волочения, иногда применяется после­дующая термическая обработка — отжиг проволоки. После отжига твердость и предел прочности уменьшаются; удлинение, гибкость (скручиваемость) и предел усталости возрастают. Однако прово­лока малых диаметров, изготовленная из того же сырья, что и проволока больших диаметров, из-за наклепа всегда обладает большим пределом прочности и меньшим удлинением. Поэтому точной и единой средней оценки прочности проволоки по всему ассортименту ее диаметров дать нельзя. Свежеволочная железная и стальная проволока вначале блестит, но скоро тускнеет и на­чинает ржаветь. Для защиты от коррозии железная проволока подвергается отделке. Наиболее распространенным видом отделки проволоки является цинкование, проводимое или погружением проволоки в расплавленный цинк, или электролитическим спосо­бом. Цинкование, однако, ведет к уменьшению сопротивления раз­рыву и удлинения и к снижению предела усталости. Низкоуглеро­дистая проволока (ГОСТ 3282—46) применяется в качестве ар­матуры (спиралей) всасывающих рукавов, а также арматуры для напорных рукавов повышенного давления. Проволока, применяе­мая для спирали, лежащей на внутренней поверхности, а также лля брони (наружной спирали), должна быть оцинкована; в остальных случаях цинкование не обязательно. Плотность железной проволоки — 7,6—7,7,

Проволока стальная углеродистая бывает двух видов: мягкая и  твердая.  Мягкая  стальная  проволока  изготовляется  обычным путем, но подвергается повторному отжигу. Твердая стальная проволока, применяемая для изготовления пружин и канатов, про­ходит особую операцию патентирование, представляющую собой комбинированный процесс закалки с одновременным отпуском в ванне из расплавленного свинца. В рукавах с металлической оплеткой применяют стальную проволоку, изготовляемую холод­ным волочением. Проволока диаметром 0,3 мм по ТУ 4918—54 имеет предел прочности 2,10—2,55 кН/мм2.

В зарубежной практике известно применение стальной лату­нированной проволоки диаметром 0,2—0,4 + 0,15 мм с пределом прочности 1,68—2,8 кН/мм2.

Плетенка. Резиновая промышленность использует металли­ческую плетенку различных видов. Для рукавного производства применяется плетеная тесьма АПЛ-2 (рис. 176, а). Разрывное усилие такой плетенки в 13 проволок 7,0 кН, а в 17 проволох 9,1 кН и в 21 проволоку 11,82 кН. По специальным требованиям поставляется плетенка прочностью не ниже 13,0 кН, изготовляе­мая из проволоки диаметром 0,8 мм с сопротивлением разрыву 1,5 кН/мм2. Плетенка, применяемая в шинном производстве, изготовляется, согласно ГОСТ 5195—50, из светлой стальной про-1 волоки диаметром 1,0 мм с пределом нормальной прочности на разрыв 1,4 и повышенной прочности— 1,8 кН/мм2. Такую пле­тенку   типа  АПЛ-1   (рис.   176,6)   изготовляют  из  4,   6,  8   и   10 продольных проволок, переплетенных поперечной проволокой диа­метром 0,5, с шагом переплетения 45—65 мм.

Сетка. В качестве арматуры (прокладок), ограничивающей деформации тканевой или резиновой пластины в продольном и поперечном направлениях, иногда применяют стальную или латунную сетку. Проволочная сетка применяется также для сит в подготовительном производстве; номером сетки принимается размер ячеек в свету в мм (ГОСТ 3584—53).

Тросы, или стальные канаты, изготовляемые машинной свив­кой стальных проволок, имеют различное применение в производ­стве РТИ.

Для армирования буровых рукавов применяют тросы диа­метром 4,0—4,2 мм. Для изготовления таких тросов свивают 13 проволок диаметром 0,70—0,95 мм.

Для изготовления высокопрочных транспортерных лент при­меняют стальной трос номинального диаметра 4,2 мм, изготовляе­мый из углеродистой стальной оцинкованной проволоки; такой трос состоит из 7 прядей по 19 проволок в каждой. Предел проч­ности при растяжении отдельных проволок не менее 1,6 кН/мм2, а разрывное усилие троса— 12,7 кН. Тросы также применяют для закрепления и буксировок привязных аэростатов. В последнее время тонкие стальные тросы (металлокорд) находят применение в каестве сердечников клиновых ремней. Такие тросы толщиной 0,6 мм состоят из проволок диаметром 0,13 мм и имеют прочность 0,6 кН.

Стальные канаты (ГОСТ 3063—63) различаются по количеству и направлению свивок; по типу и количеству сердечников и ряду других признаков. Точный расчет прочности и удлинения тросов требует установления напряжения в отдельных составляющих его проволоках. Но это довольно сложно, так как уже в процессе свивки троса возникают неравномерные напряжения в отдельных его проволоках. При растяжении троса рабочей нагрузкой каж­дая составляющая его проволока растягивается, изгибается и скручивается. Наибольшее значение имеет растяжение. Централь­ная проволока троса или каждой его пряди, как наиболее корот­кая, при растяжении вытягивается сильнее и рвется раньше дру­гих. Суммарное напряжение стального каната, огибающего блоки или барабаны, складывается из напряжения в проволоках от рас­тяжения и от изгиба.

574 просмотра

Комментарии