Структура тканей

Ткани, изготовляемые на ткацких станках, образуются перепле­тением двух систем взаимно перпендикулярных нитей основы и утка, перекрывающих друг друга в определенной закономерности. Если исследовать порядок чередования перекрытий в ткацком пе­реплетении и нанести его в условном обозначении на бумагу, то получим так называемый ткацкий рисунок. На рис. 166 показан канвовый способ изображения ткацкого рисунка; известны и иные способы.

При ближайшем рассмотрении ткацкого рисунка можно уста­новить, что он состоит из повторяющихся элементов, включающих некоторое количество   нитей и перекрытий  их.  Такой повторяющийся элемент рисунка, определяемый наименьшим до повторения числом нитей, называют раппортом. Простейший раппорт будет образован двумя основными и двумя уточными нитями (рис. 167, а). Ткань, построенная таким переплетением, наиболее проста по ри­сунку. Такое простейшее переплетение называется гарнитуровым (миткалевым, полотняным).  Преобладающая   масса тканей,  применяемых в резиновом производ­стве, относится к этому классу пе­реплетений.

С увеличением числа нитей в раппорте расширяются возможности комбинирования по взаимному сме­щению перекрытий и сдвигам. Если число нитей в раппорте по основе и утку будет равно трем, а сдвиги как по основе, так и по утку равны единице (например, влево на одну клетку, а вправо на две), то обра­зуется саржевое переплетение (рис. 167,в). Другая разновидность саржевого переплетения с раппор­том 4 приведена на рис. 167, г. Перекрытия одноименные (основ­ные или уточные), имеющиеся в раппорте саржевого переплетения, соприкасаются друг с другом лишь в одном, диагональном направ­лении. Ткани саржевого переплетения с раппортом 3 и более нитей применяются в производстве резиновых изделий, но в мень­шем, по сравнению с тканями гарнитурового переплетения, коли­честве и ассортименте, в тех именно случаях, когда требуется дать возможно более гибкие конструкции. Примерами таких тканей являются: тифтик для водолазных костюмов, саржа для кардных лент, ткани для мембран. Дальнейшее увеличение нитей в раппорте и при этом рассеяние количественно меньших в рап­порте одноименных перекрытий по всему раппорту, без контакта между такими перекрытиями, приводит к атласному переплете­нию   (рис.   167,д).   Видоизменения   и   усложнения   переплетений одного класса (например, по рис. 167,6), представляющего собой производное от гарнитурового, и комбинации переплетений различных классов ведут к мелкоузорчатым, сложным и фасонным переплетениям, определяющим рисунки поверхностей тканей и су­щественно влияющим на структуру, а следовательно на прочность и на растяжимость ткани.

Показателями структуры тканей, кроме величины раппорта и сдвигов, являются: структура пряжи — основы и утка — и плот­ность ткани, т. е. число нитей, приходящихся на 100 мм по основе и по утку. Плотность ткани существенно влияет на механические свойства ткани и на рисунок поверхности ткани. В особо плотных тканях число нитей в рассматриваемом направлении может ока­заться больше числа, представляющего частное от деления линей­ного измерения на толщину (диаметр) свободной нити. В этом случае происходит сжатие нитей.

Для суждения о структуре ткани необходимо также знать так называемую уработку, являющуюся следствием взаимного пере­плетения нитей; уработка тем больше, чем плотнее ткань. Уработка по основе (или укорочение начального размера основы) представ­ляет собой процентное превышение длины оси пряжи сравни­тельно с длиной ткани.

490 просмотров

Комментарии