Конвейерные, элеваторные, гусеничные и другие ленты

Особенности работы. Для конвейерных и элеваторных устано­вок характерны большие натяжения ведущей и ведомой ветвей и меньшие окружные скорости. Большее натяжение ведет к при­менению бельтинга повышенной крепости и к увеличению числа прокладок. Поверхность транспортерных лент, перемещающих грузы абразивного характера с острыми краями — руду, камень, битое стекло и другие материалы, подвергается особенно силь­ному износу. В этом случае применяется утолщенная резиновая обкладка. Нагрузка лент сбрасыванием на них грузов вызывает толчки и сотрясения и требует особенно прочного крепления об­кладки к каркасу ленты. Кромки таких лент, обложенные резиной, нуждаются в усиленном креплении к каркасу. Конвейерные ленты, применяемые в литейных цехах для перемещения горячей формо­вочной земли и отливок, должны снабжаться особо теплостойкой резиновой обкладкой; ленты, назначаемые для работы при низких температурах, изготовляются с применением морозостойких ре­зин. Элеваторные ленты, ослабленные прикреплением металлических ковшей, испытывают добавочное натяжение и абразивное дейсшпе от кусков материала, иногда попадающих между ниж­ним барабаном и лентой.

Конструкции конвейерных, элеваторных и других лент в основ­ном близки к конструкциям ремней типов А и В. Большая ши­рина лент и названные особенности условий их эксплуатации вно­сят некоторые изменения в оформление каркаса и обкладок (ГОСТ 20—62).

Относительно небольшая прочность бельтингов Б-820 и даже Б-930 вызвала применение для транспортерных лент бельтингов особо прочных ОПБ-5 и ОПБ-12. Однако недостаточная стойкость к многократным деформациям и ударным нагрузкам и в 2—3 раза меньший предел их прочности на разрыв, по сравнению с синте­тическими текстильными материалами, привели ныне к замене хлопковых бельтингов тканями из синтетических волокон.

Ввиду значительной растяжимости, свойственной тканям из таких волокон, Научно-исследовательским институтом резиновой промышленности разработан новый тип тканей из синтетических волокон: основной и уточной тканей с относительно небольшими удлинениями (см. главу 9, табл. 10).

Лавсан, представляющий собой перспективный материал для транспортерных лент, применяется в комбинированной ткани: основа из лавсана, а уток из хлопка. В каркасах лент используют широкий ассортимент тканей, различающихся по виду волокон, структуре пряжи и конструкции ткани, например:

Полиамидные ткани, основные и уточные:

анидные ткани —А-10-2-ЗТ, ТА-100, ТА-150, ТА-300

капроновые ткани — К-10-2-ЗТ, ТК-300, ТК-400

Полиэфирные ткани  из термофиксированных нитей, основные  и уточные:

ткань лавсановая — ТЛ-150, ТЛ-200 К

Комбинированные ткани:

хлопок и лавсан — ЛХ-120, ЛХ-120-2

Бельтинг, комплектованный из нитей лавсана, БКНЛ-60,

БКНЛ-150, а также вискозную ткань ТВ-80

Толщина резиновой обкладки транспортерных лент зависит от типа и назначения ленты. На рабочей стороне ленты обкладка составляет 2,0—6,0 мм, на нерабочей—1,0—2,0 мм. Для особо тяжелых условий работы ленты толщина резиновой обкладки до­пускается до 10 мм как для рабочей, так и для нерабочей стороны.

В зависимости от назначения и условий применения заводы отечественной промышленности серийно изготавливают резино­тканевые конвейерные ленты как общего, так и специализированного назначения. В зависимости от конструкции различают четыре типа лент.

Конвейерная лента типа «а» (или тип 1), с послойно дублиро­ванным нарезным сердечником (рис. 39), усиливается разрежен­ной тканью, брекером, заложенным между каркасом и верхней резиновой обкладкой. Такая конструкция ленты снижает дей­ствие ударной нагрузки и предупреждает отслоение обкладки при транспортировании круп­нокускового груза.

При постоянном воздей­ствии больших ударных нагру­зок применяют ленты типа «б» (или тип 2) с брекером, рас­положенном в толще резино­вой обкладки (рис. 39). Тяго­вые усилия в такой ленте вос­принимают основные проклад­ки каркаса. Для создания по­перечной жесткости в ленты вводят уточные прокладки, располагаемые по верхней и по нижней сторонам тягового эле­мента каркаса (рис. 39), а ино­гда в толщу резиновой обклад­ки дополнительно включают слой уточной ткани. В целях надежного обеспечения цен­трирования ленты на кон­вейере применяют ленты с усиленным бортом. Такое уси­лие борта создается огиба­нием его уширенной нижней или верхней обкладкой карка­са (рис. 39).

Иногда требуется усилить обкладку рабочей поверхности ленты в средней ее части. Именно здесь концентрируется абра­зивное действие переносимого лентой груза, поскольку при уста­новке ленте обычно придают лоткообразный вид. Усилить об­кладку в средней части ленты можно следующим путем: при изготовлении каркаса ленты две или три верхние прокладки укладывают уступами и лишь по краям ленты. Разрыв между лентами заполняют обкладочной резиной, утолщая таким обра­зом обкладку в той части, где они отсутствуют. Если же снижение прочности тканевого каркаса, вызываемое при этом способе, нежелательно, то резиновая обкладка в средней части ленты может быть усилена специальной резиновой накладкой.

Транспортерные ленты специального назна­чения. Ленты специального назначения теплостойкие, изготов­ляются той же конструкции, что и ленты общего назначения. При этом в качестве обкладки применяют теплостойкую резину с при­менением тканевых прокладок из теплостойкого материала.

Ленты морозостойкие изготовляются по типам лент общего назначения с применением для обкладки морозостойкой резины (до-45°С).

Ленты маслостойкие, — с применением для оокладки масло-стойкой резины. Ленты, назначаемые для транспортирования пи­щевых продуктов, изготовляют с применением обкладки из «пище­вой» резины, не содержащей вредных примесей (свинец, мышьяк, ртуть, барий).

Новые виды транспортерных лент. Широкое рас­пространение открытых разработок и увеличение длин конвей­ерных установок предъяв­ляют новые повышенные требования к транспортер­ным лентам. Ныне задачей производства РТИ является изготовление лент весьма большой удельной прочно­сти, большой длины и ши­рины; лент трехмерно гиб­ких, лент, стойких к по­вышенной температуре и огнестойких; лент с уширен­ными бортами за счет вве­дения резиновых шнуров.

Для конвейеров большой длины и особо тяжелых ус­ловий работы применяют ленты, армированные стальными тросами (или металлической сеткой). По конструкции такая лента пред­ставляет собой резинометаллический сердечник, состоящий из одного ряда параллельно расположенных и запрессованных в ре­зину латунированных тросов. Такой сердечник с верхней и нижней сторон и с боков закрыт резиновой обкладкой (рис. 40). Известны резинотросовые ленты, имеющие в толщине резины, для придания поперечной жесткости, сверху и снизу по два слоя бельтинга и по­верх них (рис. 41) по одному слою брекериой ткани. Существен­ным преимуществом резинотросовых лент является, наряду с их высокой прочностью, малое относительное удлинение. Ленты имеют наружную резиновую обкладку. Лента шириной 1200 мм и толщи­ной 20 мм, армированная 120 тросами, имеет разрывное усилие не менее 1400 кН. Сопротивление троса вырыву — не менее 400 Н на 1 см длины троса. В лентах подобного типа, изготовляемых в ФРГ, применяют ткани, имеющие большую прочность по утку, не­жели на основе.

Известны транспортерные ленты, изготовляемые из нескольких слоев прорезиненного корда. Необходимая прочность в попереч­ном направлении в таких лентах создается наложением слоев разреженного корда или в этом направлении или под углом к про­дольному.

Ленты, назначаемые для узких штреков, должны обладать гибкостью и в плоскости их бортов (трехмерно гибкие). Для этого ленты должны быть достаточно растяжимы в длину и в ширину. Такие ленты изготовляют из тканей большей растяжимости, чем обычный бельтинг, или же из промазанного и закроенного на ко­сяки бельтинга.  В  последнем  случае ленты  имеют конструкцию типа В с резиновой обкладкой. Для таких лент применяют также бельтинг с так называемой «эластичной кромкой». Крохмки такого бельтинга по растяжимости близки к растяжимости фона ткани. Для работы при 150 °С и в требованиях огнестойкости ленты из ткани на хлопковой пряже непригодны. Для таких условий при­меняют ленты с тканью из стеклянного волокна или из металло-ткани, соединяемых теплостойкими прослойками из кремнийорганической резины, полихлорвинила или резины из полихлоропренового каучука. Для снижения заряда статического электричества применяют электропроводящие обкладочные резины.

При транспортировке пылящих материалов, например сажи, находят применение ленты небольшой толщины, свертываемые в нагруженном состоянии в трубу, запираемую застежкой «мол­ния». Такая застежка расположена по кромкам ленты.

Особый вид представляют собой транспортерные ленты для канатно-ленточных конвейеров. В канатно-ленточных кон­вейерах функции тягового органа и транспортного средства раз­делены: роль тяговых органов выполняют стальные канаты, лента опирается на них и перемещается вместе с транспортируемым грузом. В таких условиях возможно увеличить длину лент и со­кратить количество прокладок в ленте.

Лента КЛК-2-10 (рис. 42), разработанная институтом «Гипро-углеавтоматизация», состоит из двух прокладок бельтинга Б-820, между которыми с шагом в 100 мм по всей длине ленты положены стальные рессоры сечением 5X12 мм. Они и являются основным элементом жесткости конструкции и назначены для поддержания транспортируемого материала. Тканевые же прокладки фикси­руют положение рессор. Лента имеет двустороннюю резиновую обкладку и утолщенный, специального вида, борт. Таким желоб­чатым бортом лента опирается на тяговые стальные канаты, охватывает их и перемещается вместе с ними.

Максимально допустимый угол наклона гладкой ленты при транспортировании насыпных материалов составляет 17—25°С. В целях увеличения угла подъема и, следовательно, уменьшения протяженности конвейерных линий на шахтах и в карьерах при­меняют транспортерные ленты, имеющие специальные резиновые выступы на рабочей поверхности. Такие выступы, получаемые вы­давливанием на червячном прессе и последующей вулканизацией в котле, наклеивают на поверхность ленты клеем 88-Н.

Элеваторные ленты с нарезным сердечником в отличие от транспортерных лент типа 2 имеют тканевый кар­кас, обернутый брекером. Такие ленты применяются в установках для подъема тяжелых, мокрых и сильно истирающих материалов с острыми краями: руда, камень, уголь, стекло и т. п.

У элеваторных лент, применяемых для подъема мелкокуско­вых истирающих материалов (дробленый уголь, сырая соль и т. п.), брекер скрепляет лишь края тканевого каркаса.

Элеваторные ленты с каркасом по типу В изготовляются обычно без резиновой обкладки, так как служат для подъема материалов со слабо выраженными абразивными свойствами (песок, цемент, мука, сухие химикалии и т. п.).

Гусеничные ленты. Значительная масса тракторов, тан­ков и автомобилей-тягачей современных систем требует большой опорной поверхности их колес. Это требование при проходе ма­шин по мягким или сырым грунтам превышает возможности, представляемые пневматическими шинами. Задача разрешается применением вместо колес на шинах так называемых «гусенич­ных движителей». Корпус машины, снабженный таким движителем, перемещается не то грунту непосредственно, а по двум ши­роким бесконечным гус.еничгжым лентам, которые тяжестью ма­шины прижимаются к грунту . В то же время лента, воспринимая вращение от ведущих колес машины и передавая его ведомым, перемещается подобно прив одному ремню. На нижнюю часть внутренней поверхности! ленты опираются металлические катки с прочно привулканизошанныши к ним массивными резиновыми шинами. На каретках этих катков монтирован корпус машины. Гусеничная лента, перемещаемая ведущими колесами, приводит в движение катки. Вследствие вращения катков вся машина пере­мещается по ленте. Такие гусеничные ленты иногда находят при­менение и в самолетах.

Резиновые гусеничные ленты состоят из прорезиненного тка­невого каркаса и резиновой обкладки. Такие ленты обладают большой гибкостью. Практически нерастяжимые ленты можно по­лучить, вводя в конструкцию ленты продольно расположенные стальные тросы. Для получения лучшего сцепления резиновой лепты с грунтом к наружной поверхности ленты прикрепляют (болтами) особые резитювые «башмаки», усиленные для прочно­сти болтового крепленная металлическими прокладками.

Ленты для эскалат оров. Ленты-поручни в эскалаторах (движущихся лестницах метрополитенов) состоят из нескольких слоев бельтинга, загнутых в форме скобы и обложенных с наруж­ной стороны резиновой обкладкой. Верхняя ведущая ветвь эска­латорной ленты надевается на чередующиеся отрезки неподвижных латунных направляющих. Если лента вытягивается в эксплуа­тации, она одновременно сужается в поперечном сечении. Это ведет к более тесному обхвату ею направляющих, к большому трению о них и, в конечном счете, к дальнейшему удлинению. Компенсаторные устройства могут отказать в работе, и лента провиснет. В нижней ведомой ветви лента не имеет направляю­щих а лежит на опорных роликах. Удлинившаяся лента может госкользнуть с роликов и запутаться, что приведет к разрыву ленты. Отсюда для изготовления поручней следует применять бельтинг с малым относительным удлинением.

2053 просмотра

Комментарии

Транспортерные и конвейерные ленты

Компания Регион.Сервис.РТИ - транспортерные и конвейерные ленты.

Партнер сайта