Металлическая плетенка и проволока различных сортов и размеров широко используются в конструкциях шин и рукавов. В производстве клиновидных ремней и транспортерных лент в последнее время применяют металлический канатик (трос). Тросы соответственных калибров используют для привязных аэростатов. При изготовлении некоторых видов транспортерных лент и технической пластины в качестве прокладок применяют металлическую сетку.
Различного вида металлические штампованные детали применяются при изготовлении формовых резиновых изделий. Проволока, плетенка и трос входят в конструкции резиновых изделий как элементы, несущие нагрузку, и принимаются по данным предварительных расчетов.
Проволока получается горячей прокаткой или холодной обработкой — так называемым волочением. Волочение состоит в протяжке заготовок диаметром 5—15 мм последовательно уменьшающихся в сечении, через конические глазки волочильных досок. Образование проволоки из заготовки и последовательное уменьшение размеров ее сечения совершается за счет обжатия ее. Применяемое при волочении проволоки растягивающее усилие создает при проходе ее через глазок напряжение, соответствующее давлению при истечении металла. Последний приводится в пластическое состояние и деформируется. В результате этой обработки образуется наклеп, обусловливающий неравномерность свойств проволоки от периферии до центра поперечного сечения. Возрастают твердость и предел прочности, снижаются удлинение и гибкость проволоки. Для устранения жесткости, возникающей в проволоке под влиянием волочения, иногда применяется последующая термическая обработка — отжиг проволоки. После отжига твердость и предел прочности уменьшаются; удлинение, гибкость (скручиваемость) и предел усталости возрастают. Однако проволока малых диаметров, изготовленная из того же сырья, что и проволока больших диаметров, из-за наклепа всегда обладает большим пределом прочности и меньшим удлинением. Поэтому точной и единой средней оценки прочности проволоки по всему ассортименту ее диаметров дать нельзя. Свежеволочная железная и стальная проволока вначале блестит, но скоро тускнеет и начинает ржаветь. Для защиты от коррозии железная проволока подвергается отделке. Наиболее распространенным видом отделки проволоки является цинкование, проводимое или погружением проволоки в расплавленный цинк, или электролитическим способом. Цинкование, однако, ведет к уменьшению сопротивления разрыву и удлинения и к снижению предела усталости. Низкоуглеродистая проволока (ГОСТ 3282—46) применяется в качестве арматуры (спиралей) всасывающих рукавов, а также арматуры для напорных рукавов повышенного давления. Проволока, применяемая для спирали, лежащей на внутренней поверхности, а также лля брони (наружной спирали), должна быть оцинкована; в остальных случаях цинкование не обязательно. Плотность железной проволоки — 7,6—7,7,
Проволока стальная углеродистая бывает двух видов: мягкая и твердая. Мягкая стальная проволока изготовляется обычным путем, но подвергается повторному отжигу. Твердая стальная проволока, применяемая для изготовления пружин и канатов, проходит особую операцию патентирование, представляющую собой комбинированный процесс закалки с одновременным отпуском в ванне из расплавленного свинца. В рукавах с металлической оплеткой применяют стальную проволоку, изготовляемую холодным волочением. Проволока диаметром 0,3 мм по ТУ 4918—54 имеет предел прочности 2,10—2,55 кН/мм2.
В зарубежной практике известно применение стальной латунированной проволоки диаметром 0,2—0,4 + 0,15 мм с пределом прочности 1,68—2,8 кН/мм2.
Плетенка. Резиновая промышленность использует металлическую плетенку различных видов. Для рукавного производства применяется плетеная тесьма АПЛ-2 (рис. 176, а). Разрывное усилие такой плетенки в 13 проволок 7,0 кН, а в 17 проволох 9,1 кН и в 21 проволоку 11,82 кН. По специальным требованиям поставляется плетенка прочностью не ниже 13,0 кН, изготовляемая из проволоки диаметром 0,8 мм с сопротивлением разрыву 1,5 кН/мм2. Плетенка, применяемая в шинном производстве, изготовляется, согласно ГОСТ 5195—50, из светлой стальной про-1 волоки диаметром 1,0 мм с пределом нормальной прочности на разрыв 1,4 и повышенной прочности— 1,8 кН/мм2. Такую плетенку типа АПЛ-1 (рис. 176,6) изготовляют из 4, 6, 8 и 10 продольных проволок, переплетенных поперечной проволокой диаметром 0,5, с шагом переплетения 45—65 мм.
Сетка. В качестве арматуры (прокладок), ограничивающей деформации тканевой или резиновой пластины в продольном и поперечном направлениях, иногда применяют стальную или латунную сетку. Проволочная сетка применяется также для сит в подготовительном производстве; номером сетки принимается размер ячеек в свету в мм (ГОСТ 3584—53).
Тросы, или стальные канаты, изготовляемые машинной свивкой стальных проволок, имеют различное применение в производстве РТИ.
Для армирования буровых рукавов применяют тросы диаметром 4,0—4,2 мм. Для изготовления таких тросов свивают 13 проволок диаметром 0,70—0,95 мм.
Для изготовления высокопрочных транспортерных лент применяют стальной трос номинального диаметра 4,2 мм, изготовляемый из углеродистой стальной оцинкованной проволоки; такой трос состоит из 7 прядей по 19 проволок в каждой. Предел прочности при растяжении отдельных проволок не менее 1,6 кН/мм2, а разрывное усилие троса— 12,7 кН. Тросы также применяют для закрепления и буксировок привязных аэростатов. В последнее время тонкие стальные тросы (металлокорд) находят применение в каестве сердечников клиновых ремней. Такие тросы толщиной 0,6 мм состоят из проволок диаметром 0,13 мм и имеют прочность 0,6 кН.
Стальные канаты (ГОСТ 3063—63) различаются по количеству и направлению свивок; по типу и количеству сердечников и ряду других признаков. Точный расчет прочности и удлинения тросов требует установления напряжения в отдельных составляющих его проволоках. Но это довольно сложно, так как уже в процессе свивки троса возникают неравномерные напряжения в отдельных его проволоках. При растяжении троса рабочей нагрузкой каждая составляющая его проволока растягивается, изгибается и скручивается. Наибольшее значение имеет растяжение. Центральная проволока троса или каждой его пряди, как наиболее короткая, при растяжении вытягивается сильнее и рвется раньше других. Суммарное напряжение стального каната, огибающего блоки или барабаны, складывается из напряжения в проволоках от растяжения и от изгиба.