Ткани, изготовляемые на ткацких станках, образуются переплетением двух систем взаимно перпендикулярных нитей основы и утка, перекрывающих друг друга в определенной закономерности. Если исследовать порядок чередования перекрытий в ткацком переплетении и нанести его в условном обозначении на бумагу, то получим так называемый ткацкий рисунок. На рис. 166 показан канвовый способ изображения ткацкого рисунка; известны и иные способы.
При ближайшем рассмотрении ткацкого рисунка можно установить, что он состоит из повторяющихся элементов, включающих некоторое количество нитей и перекрытий их. Такой повторяющийся элемент рисунка, определяемый наименьшим до повторения числом нитей, называют раппортом. Простейший раппорт будет образован двумя основными и двумя уточными нитями (рис. 167, а). Ткань, построенная таким переплетением, наиболее проста по рисунку. Такое простейшее переплетение называется гарнитуровым (миткалевым, полотняным). Преобладающая масса тканей, применяемых в резиновом производстве, относится к этому классу переплетений.
С увеличением числа нитей в раппорте расширяются возможности комбинирования по взаимному смещению перекрытий и сдвигам. Если число нитей в раппорте по основе и утку будет равно трем, а сдвиги как по основе, так и по утку равны единице (например, влево на одну клетку, а вправо на две), то образуется саржевое переплетение (рис. 167,в). Другая разновидность саржевого переплетения с раппортом 4 приведена на рис. 167, г. Перекрытия одноименные (основные или уточные), имеющиеся в раппорте саржевого переплетения, соприкасаются друг с другом лишь в одном, диагональном направлении. Ткани саржевого переплетения с раппортом 3 и более нитей применяются в производстве резиновых изделий, но в меньшем, по сравнению с тканями гарнитурового переплетения, количестве и ассортименте, в тех именно случаях, когда требуется дать возможно более гибкие конструкции. Примерами таких тканей являются: тифтик для водолазных костюмов, саржа для кардных лент, ткани для мембран. Дальнейшее увеличение нитей в раппорте и при этом рассеяние количественно меньших в раппорте одноименных перекрытий по всему раппорту, без контакта между такими перекрытиями, приводит к атласному переплетению (рис. 167,д). Видоизменения и усложнения переплетений одного класса (например, по рис. 167,6), представляющего собой производное от гарнитурового, и комбинации переплетений различных классов ведут к мелкоузорчатым, сложным и фасонным переплетениям, определяющим рисунки поверхностей тканей и существенно влияющим на структуру, а следовательно на прочность и на растяжимость ткани.
Показателями структуры тканей, кроме величины раппорта и сдвигов, являются: структура пряжи — основы и утка — и плотность ткани, т. е. число нитей, приходящихся на 100 мм по основе и по утку. Плотность ткани существенно влияет на механические свойства ткани и на рисунок поверхности ткани. В особо плотных тканях число нитей в рассматриваемом направлении может оказаться больше числа, представляющего частное от деления линейного измерения на толщину (диаметр) свободной нити. В этом случае происходит сжатие нитей.
Для суждения о структуре ткани необходимо также знать так называемую уработку, являющуюся следствием взаимного переплетения нитей; уработка тем больше, чем плотнее ткань. Уработка по основе (или укорочение начального размера основы) представляет собой процентное превышение длины оси пряжи сравнительно с длиной ткани.