Производство воздухо- и водоплавательных средств и строительных конструкций

Баллонные изделия, или воздухоплавательные средства, представляют собой летательные аппараты, которые поднимаются и поддерживаются в воздухе, вследствие подъемной силы заключенного в них газа с плотностью, меньшей, чем плотность воздуха. Дирижабли и сферические аэростаты изготовляются в различных конструкциях и, по существу, представляют собой единичные изделия.
В серийном порядке изготовляются привязные аэростаты, представляющие собой наиболее обширную группу этого вида изделии. И годы войны привязные аэростаты широко применялись как средства противосамоле ной обороны и как высотные пункты Наблюдения и корректировки огня. Этим, однако, не исчерпываются возможности их использования.
Привязные аэростаты способны поднять на высоту порядка 10 км, в тропопаузу, ветровые электростанции, а там имеются постоянные ветровые потоки с0 скоростью десятков метров в секунду. Поднятое на такую же рысоту оборудование радиорелейной станции способно обеспечить ретрансляцию телепередач на сотни километров. Дирижабли, уступают в скорости самолетам, могут без заправки горючим более 10 суток летать над землей и перевозить сверхтяжелые грузы. Дирижабли можно использовать в сельском хозяйстве для транспортировки удобрений, борьбы с вредителями полей.
Привязной аэростат, представляющий собой газонепроницаемую тканевую оболочку (баллон), наполненную газом, не сохраняет постоянным свой газовый объем. В этом и состоит характерное отличие аэростата, «плавающего» в воздухе, от твердого тела, плавающего в воде. Известны два варианта привязных аэростатов: с неизменяемым объемом оболочки, так называемые баллонетные аэростаты, и с переменным объемом, так называемые аэростаты со стягивающей системой.
В первом случае внутри аэростата помещается баллонет, заполненный воздухом, объем которого меняется в соответствии с изменением объема газа в оболочке. Во втором случае в оболочке в продольном направлении образуются складки, края которых стягиваются резиновыми шнурами (рис. 136). Расширение газа в оболочке ведет к увеличению объема аэростата, складки расходятся, но форма аэростата изменяется не произвольно, а согласно расчетным условиям. При сжатии газа складки, стягиваемые резиновым шнуром, соответственно уменьшают объем оболочки.
Баллонетный аэростат наблюдения состоит из оболочки с деталями, баллонета и оперения и оснащается такелажем и гондолой. Оболочка служит вместилищем газа и одновременно корпусом аэростата, на котором размещаются детали оборудования оболочки и детали силовых элементов конструкции. Оболочка составляется из нескольких меридионально расположенных полотнищ из прорезиненного, дублированного перкаля; каждое полотнище образовано из ряда трапеций, ширина которых определяется шириной применяемой прорезиненной ткани.
В носовой части оболочки, в месте схода полотнищ, укрепляется круглая тканевая шайба. Внизу носовой части оболочки имеется отверстие, к которому присоединяется цилиндрический рукав из прорезиненной ткани — аппендикс. Последний служит для наполнения оболочки газом. Аппендикс также используется для наполнения оболочки воздухом и для входа внутрь оболочки — при проверке. В оболочку на фланцах вклеиваются одна или две резиновые манометрические трубки, служащие для замера избыточного давления.
Крепление оболочки к тросу и гондолы к оболочке производят при помощи такелажа. Привязной такелаж, несущий трос, состоит из строп, расположенных по сторонам оболочки. Стропы, подходя к оболочке, переходят в спуски, прикрепляемые к оболочке. Подвесной такелаж, несущий гондолу, имеет такое же устройство. Бивачный такелаж, предназначенный для приема и крепления приземляемого аэростата, состоит из строп. Крепление спусков к оболочке производится посредством лап, распределяющих нагрузку спуска на достаточную длину оболочки, или посредством поясов.
Баллонет служит средством компенсации изменения газового объема аэростата при спуске с высоты, при охлаждении, при утечке газа и других процессах, позволяя сохранить необходимое давление газа при неизменном объеме оболочки. Баллонет расположен в нижней части оболочки и отделяется от газовместилища диафрагмой. Баллонет наполняется воздухом; избыточное давление воздуха в баллонете поддерживается напором воздушного потока, обтекающего аэростат. Для выпуска воздуха из баллонета служит воздушный клапан, автоматически стравливающий давление, превышающее установленную норму.
Аэростат, для придания ему устойчивости в воздухе, снабжается устанавливаемым на корме оперением. Оперение обычно состоит из трех стабилизаторов.
Изготовление аэростатов. Прорезиненная ткань, удовлетворяющая техническим требованиям, поступает на раскрой. Возможны два вида раскроя ткани для оболочки: меридиональный и трапециевидный. Первый состоит в закрое целого полотнища (по основе) из одного куска ткани. Этот способ устраняет поперечные швы, но сопряжен с большим количеством отходов и практически не применяется. Второй, трапециевидный, является общепринятым. Раскрою предшествует разметка ткани с нанесением контуров трапеций или иных деталей и с показанием мест приклейки деталей на данной трапеции.
Для разметки применяют или рельефные, или прорезиненные шаблоны. В первом случае (так называемый плазовый способ) на доске или на полу наклеивают шнуры, образующие рельефный контур, посредством копировальной бумаги этот контур переводят на ткань. Во втором случае на толстой прорезиненной материи или на рулонном картоне вычерчивают полотнище с припуском на продольные швы, затем размечают и разрезают шаблон на отдельные трапеции, к которым приклеивают с краев плотную ленту (припуск на поперечные швы).
На шаблоны трапеции наносят линии склейки швов и приклейки деталей и перфорируют шаблон по этим линиям. Разметку деталей, представляющих зеркальное изображение друг друга, производят одним и тем же шаблоном, применяя его то верхней, то нижней стороной. На каждый вид изделий и на каждую деталь его должна быть составлена схема последовательного раскроя.
К подготовленным полотнищам приклеивают детали. Вслед за этим склеивают полотнища, прошивают продольные швы и накладывают на них усилительные ленточки. Прошивка швов имеет целью дать добавочное усиление прочности. Однако применяемые пересклейки шириной 15—20 мм сами по себе достаточны для обеспечения требуемой прочности. К веревочным петлям поясов оболочки крепят такелаж.
При изготовлении аэростатов и других изделий из прорезиненных тканей клей наносили кистью. Этот малопроизводительный способ к тому же не дает равномерной пленки, что приводит к неодинаковому качеству склейки. Нанесение резинового клея методом пульверизации устраняет эти недостатки, вдвое повышает производительность и позволяет снизить расход сухого клея.
Газгольдеры служат для хранения и переноски газов, напри мер водорода, применяемого для наполнения аэростатов. Резино тканевые газгольдеры, изготовляемые из прорезиненной ткани, представляют собой оболочки, имеющие форму цилиндра с полу сферами в основаниях (ТОСТ 2687—55). Газгольдер для наполнения его газом или воздухом и для возможности проникновения внутрь в целях его осмотра и ремонта снабжается двумя аппендиксами. Аппендиксы имеют тканевые завязки. Завязанный аппендикс проталкивается внутрь газгольдера и закрывается покрышкой.
Для изготовления газгольдеров применяется дублированная прорезиненная ткань с резиновым слоем, находящимся между двух тканевых слоев. Первый слой ткани имеет направление нитей параллельно оси газгольдера; второй — изготовляется из косяков, закроенных под углом 45°. На наружном слое ткани нанесен резиновый слой, содержащий краситель, придающий оболочке защитный цвет; внутренний тканевый слой имеет резиновую обкладку. Наряду с малой газопроницаемостью к тканям для газгольдеров предъявляют требования значительной механической стойкости в условиях эксплуатации.
Полотнища для деталей газгольдера раскраиваются так, чтобы смежные детали имели различные направления косякового слоя. Сферические полотнища раскраивают также с учетом необходимости чередования направления косякового слоя и составляются из установленного количества трапеций. Раскрой деталей (шайб, покрышек, клапанов) производится по соответствующим шаблонам. Сборка газгольдера ведется в соответствии с разработанной схемой склейки, в определенной последовательности.
Водоплавательные изделия. Резинотканевые надувные лодки, понтоны, плоты, поплавки, различные водоплавательные костюмы входят в группу так называемых водоплавательных средств, широко используемых в экспедициях, на охоте, в спортивных и оборонных целях. Небольшая собственная масса таких изделий и малый объем в сложенном и упакованном состоянии имеют ценное преимущество их по сравнению с жесткими водоплаватель-ными средствами.
Надувная лодка (ТУ№ОШ 297—55) представляет собою полое удлиненное кольцо-камеру (так называемый борт лодки), изготовленное из прорезиненной водонепроницаемой ткани, закрытое внизу непроницаемым матерчатым дном-мостиком. Жесткость мостика лодки усиливается прикрепляемым к нему деревянным днищем. Борт (камера) лодки наполняется сжатым воздухом, а в отдельных случаях (спасательные лодки и плоты) двуокисью углерода, сохраняемой в особом резервуаре на борту лодки.
Для изготовления бортов и мостиков надувных лодок и наложения усиления применяют равнопрочную по основе и утку одинарную прорезиненную ткань. Требование равнопрочности объясняется соображениями закроя деталей борта лодки. Изготовление лодок включает: раскрой по шаблону, шероховку, сборку (склейку и сшивку) деталей борта лодки, прикрепление мостика и деталей к борту лодки.
Изготовляются и крупногабаритные надувные лодки. Такая лодка является океанским тендерным судном, применяемым при водолазных работах для подводных исследований. Несущая оболочка ленты трехслойная, из найлона, прорезиненного неопреном; наружный слой из хайпалона.
Строительные конструкции и емкости. В современной строительной технике нашли применение тонкостенные резинотканевые конструкции, наполняемые воздухом.
Разработаны буксируемые емкости для транспортировки нефти в море и плоские резиновые контейнеры для наземного хранения и подвозки питьевой воды и топлива на грузовиках вместимостью 100 дм3 — 45 м3 различных конструкций. Применяется способ подводного хранения горючего и других материалов. Предложены: надувная плотина и надувные межпланетные станции.
Баллоны полусферической или полуцилиндрической формы, изготовленные из прорезиненной ткани, используются вместо жесткой опалубки при постройке железобетонных бараков, ангаров и складов.
Баллоны соответственной формы из прорезиненного найлона, вискозного шелка или стеклянного волокна применяются для защиты радарных установок от атмосферного влияния.
Из прорезиненных тканей изготовляют трубы и фасонные части для шахтных вентиляторов (ГОСТ 6397—56). Для таких изделий применяют прочные ткани, например ткань Р-3, так как трубы должны выдерживать рабочее давление 500 мм вод. ст.