Дирижабль «Московский химик-резинщик»

Дирижабль «Московский химик-резинщик»

16 июня 2015 года исполнилось 90 лет со дня первого полёта дирижабля «Московский химик-резинщик».
Воздухоплавательный аппарат с таким нестандартным наименованием проектировал Николаем Васильевичем Фоминым в конструкторском бюро А.Н.Туполева. Денежные средства на строительство дирижабля были собраны работниками заводов резиновой промышленности Москвы.
Дирижабль относился к т.н. мягким дирижаблям, так как его прорезиненная тканевая оболочка была также и ёмкостью для несущего газа. Стабильность внешней формы, в отличии от жёстких дирижаблей, обеспечивалась наличием избыточного давления газа, поддерживаемого специальными емкостями, в которые нагнетался воздух. Открытая гондола дирижаюля была изготовлена из кольчугалюминия – одного из любимых на тот момент конструкционных материалов А.Н.Туполева, и была поделена на три отсека: передний, где размещался экипаж, средний – моторный, где размещался двигатель «Фиат» мощностью 105 л.с. и задний — грузовой.


Конструкция гондолы была разработана по типу корпуса аэросаней «АНТ». За кормой гондолы был смонтирован воздушный винт. Гондола подвешивалась к оболочке на восемнадцати стропах. Оперение включало горизонтальный стабилизатор и нижний киль. Каждая часть оперения состояла из ряда лонжеронов и нервюр и была обтянута прорезиненной тканью.


«Московский химик-резинщик» предполагалось использовать для учебных, агитационных и разведывательных целей. Последнее было предусмотрено тактико-техническими требованиями Управления военно-воздушных сил, поэтому оболочка получила камуфляжную раскраску.
Строительство дирижабля – изготовление оболочки – началось 4 ноября 1923 года на московском заводе «Каучук». Сборка и испытания проводились на базе Ленинградской Высшей воздухоплавательной школы.


16 июня 1925 года экипаж под командованием Виктора Нижевского поднял дирижабль «Московский химик-резинщик» в небо. Первый полёт продолжался 2 часа 05 минут и завершился без происшествий.


Однако, дальнейшая карьера оказалась не такой удачной. Так при перелете из Ленинграда в Москву дирижабль «Московский химик-резинщик» был обстрелян караулом одного из оборонных заводов и совершил вынужденную посадку.
Во время своего последнего рейса по маршруту Ленинград-Москва дирижабль «Московский химик-резинщик» должен был совершить одну из двух промежуточных посадок в Твери. Но, 24 июня 1928 года из-за сильного ветра и дождя посадка прошла так неудачно, что далее, в Москву, дирижабль отправился уже по земле.


Всего «Московский химик-резинщик» совершил 21 полет общей продолжительностью 43 часа 29 минут.
До осени 1928 года дирижабль несколько раз перестраивали. Во время своего последнего тестового полёта 31 августа 1928 года оболочка дирижабля очередной раз получила сильные повреждения и принято решение о нецелесообразности её восстановления. В конце 1928 году чертежи и гондолу дирижабля «Московский химик-резинщик» передали в Школу воздухоплавания Мосавиахима.
В 1930 году гондола была модернизирована, и использовалась при строительстве нового дирижабля того же типа — СССР В-4 «Комсомольская правда».

+1
11:38
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.